Формулы комбинаторики
Задачи тут более сложные!
Почти всегда в решении задействуются сразу несколько формул комбинаторики!
Прежде чем решать эти задачи, убедитесь, что вы по-отдельности закрепили навыки работы с правилами суммы и умножения, размещениями, перестановками и сочетаниями.
Купе, в котором всем хорошо
В купе железнодорожного вагона имеется два противоположных дивана по 5 мест в каждом. Из 10 пассажиров четверо желают сидеть по движению поезда, трое — против движения, остальным трем безразлично, как сидеть. Сколькими способами могут разместиться пассажиры?
Последовательно найдите способы рассадить жалеющих сидть по движению, потом против движения, потом безразличных.
Четверо желающих сидеть по движению поезда можно расположить способами. Вне зависимости от их расположения, трое желающих сидеть против движения можно расположить способами. Троих безразличных по трем оставшимся местам в купе можно рассадить способами.
Используем правило умножения:
43 200
Семеро одного не ждут
Сколько семизначных чисел содержат ровно одну цифру 7?
Разбейте все семизначные числа на два класса: в первом числа, начинающиеся на 7, а во втором числа, начинающиеся с любой цифры, кроме 7.
Разобьем все семизначные числа на два класса.
В первом классе числа, которые начинаются на цифру 7. Тогда остальные 6 вакантых мест в шестизначном числе можно занять 9 цифрами (все, кроме цифры 7). Сделать это можно способами.
Во втором классе числа, которые не начинются на 7. В таких числах цифру 7 в числе можно расположить 6-ю способами (на любое из 6 вакантных мест). Первую цифру в числе можно выбрать 8 способами (без 7 и 0). Остальные 5 вакантных мест в числе можно занять 9 цифрами (все, кроме 7). Сделать это можно способами.
Так как выбор первой цифры и положение цифры 7 не виляют на количество вариантов выбрать остальные цифры, то по правилу умножения получаем всего чисел во втором классе.
Классы не пересекаются, потому что в первом все числа начинаются с 7, а во втором все числа не начинаются с 7. Общее количество цифр находим по правилу суммы:
Пятерка лучших!
Из 12 девушек и 10 юношей выбирают команду в составе 5 человек. Сколькими способами можно выбрать эту команду так, чтобы в нее вошло не более 3 юношей?
Сложите варианты собрать команду без юношей, с одним юношей и так далее.
Или вычтите из всех возможных вариантов собрать команду варианты без юношей или с четырьмя юношами.
Через сумму
Команду только из девушек можно собрать способами. Команду из одного юноши и 4 девушек можно собрать способами. Команду из двух юношей и 3 девушек: . Из трех юношей и двух девушек: .
Все 4 группы команд не пересекаются, потому что в каждой разное количество юношей. Значит общее количество команд мы можем найти по правилу суммы:
Через разность
Можно действовать «от обратного». Найдем сначала способы составить команду без каки-либо ограничений, то есть выбрать пятерых человек из 12 + 10 = 22: .
Теперь из всех этий вариантов вычтем составы команды только из юношей и с четырьмя юношами:
Через сумму:
Через разность:
Комбинаторный оператор
Имеется n абонентов телефонной сети. Сколькими способами можно одновременно соединить три пары абонентов?
Найдите количество спобособов выбрать пару абонентов из n, потом пару из и так далее. Потом избавьтесь от дубликатов.
Первую пару абонентов можно выбрать способами. Вторую способами, а третью способами. По правилу умножения находим все варианты выбрать три пары абонентов:
Но среди этих способов есть дубликаты. Например, пара абонентов может быть выбрана во время любого из трех выборов пар: в , в или в .
В общем случае, любые три пары абонентов могут быть выбраны в любом порядке. Количество разных способов выбрать 3 пары абонентов равно . Значит, каждые уникальные три пары абонентов представлены в виде дубликатов:
Чередующиеся буквы
Сколькими способами можно переставить буквы слова «кофеварка» так, чтобы гласные и согласные буквы чередовались? А в слове «яблоко»?
Обозначьте согласные буквой «С», а гласные «Г» и составьте из этих букв «шаблон» слова. С его помощью посчитайте количество перестановок.
Кофеварка
Пускай на первом месте в слове стоит согласная. Тогда получается такой «шаблон» для слова:
Согласные по буквам «С» можно расставить способами. Гласные по буквам «Г» можно расставить способами. Расстановвка согласных никак не влияет на количество расставить гласные. Применяем правило умножения:
Начать слово с гласной не выйдет, ведь в слове всего 4 гласные, а нужно их будет пять!
Яблоко
Так как согласных и гласных букв в слове «яблоко» одинаковое количество, то будет сразу два шаблона для слов:
В первом шаблоне получаем слов, а во втором их столько же. Получили две разные группы слов. Находим общее их количество по правилу суммы:
Для слова «кофеварка» 720 способов переставить буквы. Для слова «яблоко» — 36.
Квадратные треугольники
Каждая сторона квадрата разбита на n частей. Сколько можно построить треугольников с вершинами в точках деления?
Найдите, сколько точек деления получается, если разделить сторону на n частей.
Потом найдите все возможные способы выбрать вершины треугольников и вычтите из них вырожденные треугольники, то есть такие, все вершины которых лежат на одной стороне.
Представим прямую. Одна точка деления делит ее на 2 части. 2 точки деления делят ее на 3 части. Значит точек деления делят ее на n частей.
Итак, на каждой стороне квадрата есть точек деления, то есть потенциальных вершин треугольников. Так как у квадрата 4 стороны, то все имеем вершин.
Чтобы построить треугольник, нам нужно выбрать 3 вершины из имеющихся . Сделать это можно способами.
Теперь из полученных способов надо вычесть вырожденные треугольники, когда все 3 вершины взяты на одной стороне квадрата, то есть из вершин:
Вечерние танцы
На школьном вечере присутствуют 12 девушек и 15 юношей. Сколькими способами можно выбрать из них 4 пары для танца?
Выберите сначала 4 девушки, а потом 4 парня или адаптируйте решение задачи «Комбинаторный оператор».
Через комбинаторные конфигурации
Выбрать 4 девушек для танцев из 12 можно способами. Теперь каждой девушке нужно «назначить» парня. Порядок «назначения» уже имеет значения, поэтому сделать это можно способами.
Выбор девушек никак не влияет на количество способов «назначить» парней, поэтому используем правило умножения:
Через правило умножения
Представим пару как два вакантных места: одно для девушки и одно для парня. Для первой пары девушку можно выбрать 12-ю способами, а парня 15-ю. По правилу умножения получаем способов составить первую пару.
По такой же схеме, вторую пару можно составить способами, третью и четверную . Составление каждой пары не меняет количество способов составить следующую пару, поэтому вновь используем правило умножения:
Как и в задаче «Комбинаторный оператор», при таком составлении пар среди них есть дубликаты. Любые 4 пары могут быть составлены в любом порядке, то есть разными способами. Поэтому все количество способов надо поделить на :
Звезда вечеринки
Катя готовится посетить вечеринку. Чтобы выглядеть неотразимо, она хочет надеть на некоторые пальцы ювелирные кольца. Сколькими способами она может это сделать, если всего у нее 12 колец, а надевать их можно на указательный, средний и безымянный пальцы каждой руки?
Чтобы быть неотразимой нужно надеть хотя бы одно кольцо!
Найдите количество способов выбрать k пальцев, а затем количество способов найдеть на них k колец. Подумайте, каким числам может быть равно k.
Пускай она хочет надеть кольца на k пальцев. Выбрать эти k пальцев из 6 можно способами. Далее на уже выбранных k пальцах разместить 12 колец можно способами. По правилу умножения получаем всего способов разместить кольца на k пальцах.
Количество пальцев с кольцами k может быть от 1 до 6 включительно. Используем правило суммы:
Если все это внимательно рассчитать и сложить, то получится . Как видим, у Кати есть огромное количество разных способов «нарядить» свои пальчики...
Четных и нечетных пополам!
Во скольких шестизначных числах есть 3 четные и 3 нечетные цифры, если допускаются и «шестизначные» числа, начинающиеся с нуля? А если не допускаются?
Сначала найдите количество способов выбрать места для четных цифр. Потом ищите количество способов расставить четные цифры по ранее выбранным местам, а затем расставляйте нечетные цифры.
Если ноль в начале числа не допускается, вычтите из всех полученных шестизначных чисел те, которые с начинаются с 0.
Выбрать 3 места для четных цифр в шестизначном числе можно способами. По выбранным трем местам эти самые четные цифры можно разместить способами. Вне зависимости от того, как мы распределили четные цифры, на оставшиеся 3 места нечетные цифры можно расставить способами. Используем правило умножения:
Количество чисел, начинающихся с 0 рассчитывается точно так же, только всего цифр в числе у нас уже 5, а четных цифр будет 2:
Вычитаем из всех шестизначных чисел те, что начинаются с 0:
Кстати, найти количество чисел, начинающихся на 0 можно и другим способом. На первом месте может быть любая из 10 цифр. Количество цифр, начинающихся на 0 столько же, сколько чисел, начинающихся на 1, 2 или любую другую цифру. Значит, на 0 начинается из всех шестизначных чисел:
Всего «шестизначных» чисел:
Настоящих шестизначных чисел, не начинающихся с 0:
Цирковое представление
Укротитель хищных зверей хочет вывести на арену цирка 5 львов и 4 тигров; при этом нельзя, чтобы два тигра шли друг за другом. Сколькими способами он может расположить зверей?
Сначала расположите в ряд только львов. Потом посмотрите, как можно разместить тигров.
Только львов в ряд можно расставить способами.
Между львами есть 4 «вакантных» места для тигров, плюс еще по месту до львов и после. Всего 6 возможных положений, которые можно распределить по тиграм способами.
Расположение львов никак не влияет на количество вариантов расположить тигров. Поэтому можно использовать правило умножения:
Дизайнерская книжная полка
На полке находятся различных книг, из которых m в черных переплетах, а n в красных. Сколько существует перестановок этих книг, при которых книги в черных переплетах занимают первые m мест? Во скольких случаях все книги в черных переплетах стоят рядом (не обязательно первыми)?
Сначала найдите способы расставить черные книги. Потом красные. Используйте правило умножения.
Черные книги в начале полки можно расположить способами. Вне зависимости от того, как мы черные книги расставим, красные книги за черными можно расположить способами. По правилу произведения получаем всего способов.
Если черные книги стоят рядом, но не обязательно первыми, то есть способов их «пачкой» разместить где-то на книжной полке: начиная с первых мест (первый способ) и смещая вправо на одну книгу (еще n способов):
Если черные книги стоят на первых местах:
Если черные книги не обязательно на первых местах:
Буквенные ораторы
На собрании должны выступить 5 человек: А, Б, В, Г и Д. Сколькими способами можно расположить их в списке ораторов при условии, что Б не должен выступать до того, как выступит А? А если А должен выступить непосредственно перед B?
Как вариант, можете найти варианты расставить все 5 букв без ограничений и догадаться, сколько из них нарушают условие задачи...
Для ответа на второй вопрос работайте с парой букв АБ как с единым и неделимым целым.
Сначала ответим на второй вопрос, потому что он проще. Если выступает сначала А, а потом сразу Б, то эту «склеенную» пару букв можно расположить в списке 4 способами. При любом из этих способов оставшиеся три буквы по трем местам в списке можно расположить способами. Применяем правило умножения:
А вот к ответу на первый вопрос можно найти прийти разными путями:
Через перестановки
Без учета ограничений задачи буквы по списку можно расположить способами. В любом способе есть буквы А и Б. На каждый нужный нам вариант, где А стоит до Б найдется ровно один вариант, в котором эти буквы стоят наоборот, нарушая условие.
Поэтому под условие задачи подходит только половина из всех 5! способов:
Через сочетания
Всего в списке можно выбрать неупорядоченных пар мест. Каждую из этих пар можно представить как вариант расположения букв А и Б. Оставшиеся три буквы по трем местам в списке можно расположить способами:
Через правило суммы
Если А стоит на первом месте, то букву Б можно расположить 4 способами в списке после А и еще способов расставить три оставшиеся буквы по трем местам.
Если A стоит на втором месте, то букву Б можно расположить 3 способами в списке после А и еще способов расставить три оставшиеся буквы по трем местам.
Продолжая эту логику и используя правило сложения находим все способы:
60 способов при условии, что выступит А раньше Б.
24 способа, если Б выступает сразу после А.
Ограниченные слова
Сколькими способами можно переставить буквы слова «перешеек» так, чтобы четыре буквы «е» не шли подряд?
Найдите количество всех слов, которые можно составить из букв. Потом найдите количество слов с четырьмя «е» подряд. Ответом на задачу будет разница между двумя найденными числами.
Найдем при помощи перестановок с повторениями количество всех слов, которые можно составить из этих букв:
Четыре «склеенные» буквы «е» в восьми вакантных местах можно разместить пятью способами. В любом из этих способов оставшиеся четыре согласные можно разместить по четырем местам способами. Применяем правило умножения:
Вычитаем из всех возможных слов слова с четырьмя «е» подряд и так находим количество слов, в которых «е» не идет четыре раза подряд:
1560
Ограниченные слова
Сколькими способами можно переставить буквы слова «опоссум» так, чтобы буква «п» шла непосредственно после буквы «о»?
«Склеенную» пару букв «оп» в 7 вакантных местах для букв можно разместить 6 способами. Количество способов разместить остальные буквы находим по формуле перестановок с повторениями. Не забываем использовать правило умножения:
360
Новый взгляд на слова
Сколькими способами можно переставить буквы слова «обороноспособность» так, чтобы две буквы «о» не шли подряд?
Расставьте сначала все буквы, кроме «о». Потом подумайте, куда и как можно дописать «о».
Для начала найдем все варианты выписать буквы вообще без «о». Таких букв всего 11, а количество способов выписать их можно найти при помощи перестановок с повторениями:
Теперь между этими буквами, а также слева и справа можно вписать ровно по одной букве «о». Всего 12 вакантных мест для 7 букв «о». Выбрать эти 7 мест из 12 для букв «о» можно с помощью сочетаний: .
Количество вариантов расставить буквы «не о» никак не влияет на количество вариантов расставить буквы «о», поэтому можно использовать правило произведения:
Вредные гласные
Сколькими способами можно переставить буквы слова «каракули» так, чтобы никакие две гласные не стояли рядом?
Повторите решение задачи про буквы «о». Потом сделайте поправку на то, что гласные разные.
Повторяем решение задачи про буквы «о». Всего способов расставить согласные и способов выбрать места для гласных.
Так как гласные разные, то по выбранным местам их можно расставить способами. Применяем правило умножения:
Кручу, верчу, запутать хочу
На окружности отмечено n точек. Сколько существует различных многоугольников (необязательно выпуклых), вписанных в эту окружность, вершинами которых служат данные точки? А сколько выпуклых многоугольников?
Пронумеруем все точки натуральными числами от 1 до n. Тогда любой многоугольник с вершинами в этих точках можно представить как набор чисел:
Количество всех k-угольников находим по формуле размещений без повторений. Оно равно . Но среди этих размещений есть множество дубликатов.
Во-первых, начать перечислять k вершин k-угольника можно с любой вершины. Наборы вершин 123, 231 и 312 обозначают один и тот же многоугольник, просто в первом случае его начали строить с вершины 1, во втором с 2, а в третьем с 3.
Всего таких, как их называют, «циклических перестановок», k штук, потому что начать строить можно с любой из k вершин. Каждый k-угольник имеет k таких дубликатов, поэтому общее количество надо поделить на k:
Во-вторых, каждый набор чисел можно перечислить «в обратном» порядке. Наборы 1234 и 4321 обозначают один и тот же многоугольник. Такой «обратный» дубликат имеет каждый k-угольник, поэтому общее количество надо поделить на 2:
k в нашей формуле количества k-угольников может быть любым числом начиная с 3 (треугольники) и заканчивая n (n-угольники). По правилу суммы находим количество всех возможных многоугольников:
Из всех размещений вершин в разном порядке выпуклый k-угольник получится только если вершины перечислять строго по возрастанию. Например: 1234 — выпуклый, а 1324 — невыпуклый. Сделать это можно одним способом, поэтому вместо размещений используем сочетания: . С дубликатами история точно такая же. В итоге получаем количество всех возможных выпуклых многоугольников:
Количество всех возможных многоугольников:
Количество выпуклых многоугольников:
Потехе время, а делу час!
Жанна в течении месяца должна проработать ровно 5 дней. После каждого рабочего дня она отдыхает не менее 4 дней. Сколькими способами можно выбрать рабочие дни Жанны в течении месяца?
Выбирать рабочие дни надо из дней, которые не заняты отдыхом.
После каждого рабочего дня Жанна отдыхает минимум 4 дня. Значит в месяц Жанна обязательно должна отдыхать дней.
В месяце 30 дней, причем какие-нибудь 20 из них мы трогать не можем, они заняты отдыхом. Тогда выбрать 5 рабочих дней можно только из 30 - 20 = 10 дней. Сделать это можно способами.
Эта задача является красивой иллюстрацией получения правильного ответа без какого-либо «моделирования» возможных расписаний — чисто из комбинаторных соображений.
Да, мы получили верный ответ — 252 возможных расписания. Но вот перечислить их задача уже нетрививальная.
Потехе время, а делу час!
На книжной полке стоит n книг. Сколькими способами можно выбрать из них k книг так, чтобы между любыми двумя выбранными книгами, равно как и после k-й выбранной книги, было не менее s книг?
Каждая выбранная книга требует блока из как минимум s книг сразу после себя. Значит k выборов потребуют k блоков из как минимум s книг.
Другими словами, как минимум ks книг должны остаться нетронутыми, чтобы заполнять пространство между выбранными книгами:
Поэтому всего для выбора доступно книг, из которых мы выбираем k книг:
Потехе время, а делу час!
В ряд расположены m предметов. Сколькими способами можно выбрать из них три предмета так, чтобы не брать двух рядом стоящих предметов?
Потехе время, а делу час!
Планируется провести испытания нового лекарства. В течение n дней надо сделать k инъекций с перерывами на рекласкацию после каждой не менее чем на s дней. Сколькими способами можно спланировать серию испытаний со случайным расписанием инъекций?
Рыцари короля Артура
За круглым столом короля Артура сидят 12 рыцарей. Из них каждый враждует со своими соседями (и только с ними). Надо выбрать 5 рыцарей, чтобы освободить заколдованную принцессу, но среди выбранных рыцарей не должно быть врагов. Сколькими способами это можно сделать?
Выберите одного рыцаря и посмотрите, сколькими способами можно выбрать оставшихся 4-х.
Еще можете выделить одного рыцаря, назвать его A и рассмотреть два класса: отряды с рыцарем A и отряды без рыцаря A.
В любом из этих двух подходов вам понадобится воспользоваться результатами задачи «Потехе время, а работе час».
Решение «по кругу»
Первого рыцаря можно выбрать 12-ю способами.
Вне зависимости от выбранного первого рыцаря нам нужно выбрать (без разницы в каком порядке) еще 4 рыцаря, НО:
1 рыцаря мы только чтобы выбрали.
Ее 2-е его соседей нельзя выбирать, ведь они противники уже выбранного рыцаря.
Между каждыми из 4 рыцарей обязательно должен быть «пробел», чтобы не взять противников. Всего 3 «пробела». (см. решение «Потехе время, а работе час»)
Поэтому выбрать оставшихся 4 рыцарей можно способами.
Используем правило умножения:
Но среди этих способов есть дубликаты. Каждый отряд можно построить 5-ю способами, потому что строить его можно начать с любого из пяти рыцарей в отряде. Раз каждый отряд представлен в виде 5-ти дубликатов, то все способы надо разделить на 5:
Решение «в ряд»
Возьмем какого-нибудь произвольного рыцаря и назовем его A. Будем рассматривать два класса:
Все способы собрать отряд вместе с рыцарем A
Все способы собрать отряд без рыцаря A
В классе с рыцарем A мы круг по сути разорвали круг и выстроили рыцарей в ряд, начиная с A:
В этом классе нужно выбрать 4 рыцаря из 9, но между рыцарями обязательно должен быть как минимум один промежуток, значит суммарно 3 промежутка между 4 рыцарями:
За пояснениями про промежутки и построение подобных сочетаний смотрите решение задачи «Потехе время, а работе час».
В классе без рыцаря A осталось 11 рыцарей, которых теперь тоже можно выстроить в ряд:
Среди них надо выбрать 5 рыцарей, но тоже с обязательным минимальным разрывом в одного рыцаря, то есть с 4 пропусками:
Так как классы с рыцарем A и без него не пересекаются, можно использовать правило суммы и найти все способы собрать отряд из 5 рыцарей:
36
Рыцари короля Артура
Пускай при тех же условиях за столом сидят уже n рыцарей короля Артура. Сколькими способами из них можно собрать отряд из k рыцарей?
Повторите варианты решения «по кругу» и «в ряд» просто уже с буквами, а не числами.
Через решение «по кругу»:
Через решение «в ряд»:
Каркасные треугольники
Сколько существует треугольников, вершины которых совпадают с вершинами данного выпуклого n-угольника, но стороны не совпадают со сторонами этого n-угольника?
Это задача — частный случай задачи о рыцарях короля Артура, только в этот раз всего рыцарей n, а выбираем из них мы 3. Найдите, сколько останется доступных для выбора вершин после выбора любой первой вершины треугольника.
Все дейсвтия точно такие же, как и при решении задачи о рыцарях короля Артура, только в этот раз всего рыцарей n, а выбираем из них мы 3.
Решение «по кругу»
Решение «в ряд»
В тесноте, да не в обиде
Сколько максимум может быть вершин у k-угольника, построенного «внутри» на вершинах данного выпуклого n-угольника и не имеющего с ним общих сторон?
Посчитайте, сколько вершин n-угольника нужно задействовать для построения k-угольника.
Какой k-угольник не возьми (выпуклый или невыпуклый) после каждой из k вершин обязательно должен идти пропуск следующей соседней вершины, иначе возникнет общая сторона.
Таким образом для построения k-угольника нам необходимо k вершин самого k-угольника и еще k нетронутых вершин. И в сумме это должно быть не больше имеющихся в распоряжении n вершин n-угольника:
Так как k это целое число, то его максимум это целая часть от :
Превосходство гласных
Сколькими способами можно переставлять буквы в слове «фацетия» так, чтобы не менялся порядок гласных букв? А в слове «параллелизм»?
Выпишите только гласные и найдите количество способов выбрать между и по бокам от них места под слагаемые. Заполните эти места слагаемыми.
Выпишем только гласные слова «фацетия», а вакантные места для согласных будем отмечать цифрами в квадратах:
Всего 5 вакантных мест. Нам нужно выбрать из них 3 места под слагаемые, причем места могут повторятся, но их порядок значения не имеет. Количество способов это сделать можно посчитать по формуле сочетаний с повторениями: .
Позиции для слагаемых мы выбрали. Вне зависимости от выбранных позиций три слагаемых по ним мы можем разместить способами. Используем правило умножения:
Со словом «параллелизм» алгоритм точно такой же, вот только там некоторые слагаемые повторяются, поэтому надо использовать формулу перестановок с повторениями:
Слово «фацетия»:
Слово «параллелизм»:
Неугомонный пастух
Сколькими способами можно переставить буквы слова «пастух» так, чтобы между двумя гласными были две согласные буквы?
Сначала найдите количество способов составить конструкцию «гссг», где «г» — гласная, а «с» — согласная. Затем встраивайте ее в итоговое слово.
Согласно условию в итоговом слове должна обязательно присутствовать конструкция следующего вида:
Гласные по местам «г» можно разместить способами. Вне зависимости от размещения гласных, согласные по местам «с» можно разместить способами. По правилу умножения находим все способы составить такую конструкцию:
Это сочетание из 4-х букв в итоговое слово можно встроить 3-мя способами:
Наконец, оставшиеся два места можно заполнить двумя оставшимися согласными способами:
288
Четные согласные
Сколькими способами можно переставить буквы слова «логарифм» так, чтобы второе, четвертое и шестое места были заняты согласными буквами?
Сначала поставьте три согласных на четные позиции, а затем расставьте все остальные буквы.
Сначала разместим 3 слагаемых из 5 по четным позициям. Сделать это можно способами. Остальные 5 букв расставляем по 5 оставшимся в слове местам способами.
Расстановка согласных никак не влияет на количество способов расставить остальные буквы, поэтому количество возможных составляемых слов можно найти по правилу умножения:
7200
Дикий огород
Сколькими способами можно переставить буквы слова «огород» так, чтобы три буквы «о» не стояли рядом? А если запрещается, чтобы две буквы «о» стояли рядом?
Для ответа на первый вопрос из всех способов расставить буквы нужно вычесть варианты с тройными «о». Для ответа на второй вопрос расставьте слагаемые и выберите «позиции» для букв «о».
Всего буквы можно расставить способами. Три согласные можно расставить способами и 4 способа встроить между ними (2) и по бокам (еще 2) «склеенную» тройку букв «о». Вычитаем из всех способов варианты с тройной «о»:
Второй вопрос еще проще. Опять расставляем три согласные способами. Теперь для букв «о» нужно выбрать 3 позиции из 4-х имеющихся (2 между согласными и 2 по бокам). Сделать это можно способами.
Расстановка согласных никак не влият на способы выбрать позиции для букв «о», поэтому для нахождения всех способов можно использовать правило умножения:
96 способов без тройных «о» и 24 без двойных «о».
Числовой Ад
Сколько пятизначных чисел можно составить из цифр числа 12 312 343 так, чтобы три цифры 3 не шли друг за другом?
Все возможные пятизначные числа разбейте на группы по количеству одинаковых цифр в их записи. Например, группа (2, 1, 1, 1) означает, что в пятизначном числе 2 одинаковые цифры и 3 уникальные (как в числе 11234).
Таких групп всего 7:
(1, 1, 1, 1, 1)
(2, 1, 1, 1)
(2, 2, 1)
(3, 1, 1)
(3, 2)
(4, 1)
(5)
Найдите количества пятизначных чисел в каждой из них.
Потом из общего количества чисел вычтите количество чисел с тремя тройками.
Сначала нам нужно найти, а сколько вообще можно составить из данных цифр пятизначных чисел.
Для этого все возможные пятизначные числа разобьем на группы по количеству одинаковых цифр в их записи. Например, группа (2, 1, 1, 1) означает, что в пятизначном числе 2 одинаковые цифры и 3 уникальные (как в числе 11234).
Найдем все группы:
(1, 1, 1, 1, 1)
(2, 1, 1, 1)
(2, 2, 1)
(3, 1, 1)
(3, 2)
(4, 1)
(5)
Группа под номером 1 пустая, так как у нас нет 5 разных цифр. Так же пустыми являются группы под номерами 7 и 6, потому что у нас в распоряжении нет ни 5, ни 4 одинаковых цифр (у нас максимум три одинаковые цифры 3).
Выходит, все требуемые пятизначные числа можно разбить на 4 группы:
(2, 1, 1, 1)
(2, 2, 1)
(3, 1, 1)
(3, 2)
Подсчет чисел в группах
Для удобства запишем имеющиеся цифры, расположив дубликаты рядом друг с другом:
Будем идти по порядку. Начнем с группы (2, 1, 1, 1). Две одинаковые цифры можно взять либо из единиц, либо из двоек, либо из троек, то есть всего 3 способа.
Вне зависимости от выбранных двух одинаковых цифр построить пятизначное число можно способами (две одинаковые цифры, и по одному экземпляру всех остальных цифр). По правилу умножения находим количество чисел в группе (2, 1, 1, 1) :
Теперь группа (2, 2, 1). Если единственной уникальной цифрой будет 4, то по два дубликата можно взять 3-мя способами (1122, 1133, 2233). Если уникальной цифрой выбрать 1, 2 или 3, то в каждом из этих трех вариантов дубликаты можно выбрать единственным способом. Получается следующая ситуация:
Теперь группа (3, 1, 1) . Тут три дубликата можно взять только тройками. А вот 2 разные цифры можно выбрать тремя способами (12, 14, 24). По правилу умножения находим количество пятизначных чисел в этой группе:
Наконец, группа (3,2). Опять же, три дубликата можно взять только тройками. А вот два других дубликата можно взять двумя способами (11, 22).
Количество пятизначных чисел
Наши группы не пересекаются, потому что состоят из разных групп дубликатов в разных количествах. Поэтому мы можем по правилу сложения сложить количество чисел во всех этих группах и найти общее количество пятизначных чисел:
Для выражений с P используем формулу перестановок с повторениями:
Количество чисел с тремя тройками
Найдем количество чисел с тремя тройками. Пускай у нас уже есть три цифры 3 в числе. Осталось расположить еще две цифры. Расположить их можно либо по бокам, либо обе до, либо обе после — всего 3 варианта.
Прямым перебором в порядке возрастания перечислим все возможные варианты занять эти два места:
Всего 8 способов заполнит два места и 3 возможных расопложения этих двух мест. То есть чисел с тремя тройками всего .
Ответ на задачу
Вычитаем из количества всех пятизначных чисел числа с тремя тройками:
416
Числовой Ад
Сколько четырехзначных чисел можно составить из цифр числа ?
102
Числовой Ад
Сколько пятизначных чисел можно составить из цифр числа ?
265