Правило сложения
Мой любимый питомец!
Ваня отправился в зоомагазин. Там продавались 3 ящерицы, 4 попугая, 5 кроликов и 6 рыбок. Сколькими способами Ваня может купить себе одного питомца?
Все варианты покупки уже разбиты на группы:
3 варианта купить ящерику
4 варианта купить попугая
5 вариантов купить кролика
6 вариантов купить рыбку
Используем правило сложения и находим все возможные варианты покупки:
18
Во что поиграть?
Петя хочет поиграть в компьютерную игру. В его библиотеке игр есть 10 стрелялок, 5 стратегий и 3 квеста. Сколькими способами Петя может выбрать одну игру?
По правилу суммы у Пети 10 + 5 + 3 = 18 способов выбрать одну игру.
18
Во что поиграть?
Алиса хочет купить что-нибудь в книжном магазине. Выбор широкий: {{{ class1 }}}, {{{ class2 }}}, {{{ class3 }}} и {{{ class4 }}}. Сколькими способами Алиса может совершить покупку?
По правилу суммы у Алисы {{{ sum }}} {{{ sumLabel }}} совершить покупку.
{{{ answer }}}
Разыграй свою карту!
Вы играете в карточную игру и у вас на руках три пятерки, два валета, два туза, одна девятка и один король. Вам нужно разыграть только одну карту. Сколькими способами это можно сделать?
Все варианты разыграть карту уже разбиты на группы:
3 варианта разыграть одну пятерку
2 варианта разыграть один валет
2 варианта разыграть один из тузов
1 вариант разыграть одну девятку
1 вариант разыграть одного короля
Используем правило сложения и находим все возможные варианты разыграть карту:
9
Да будет свет!
В темной комнате есть 3 настольные лампы, 2 лампочки на потолке, связанные с выключателем около двери, камин и 3 зашторенных окна. Сколько существует вариантов осветить эту комнату?
Для освещения комнаты можно: включить одну из 3 настольных ламп, включить лампочки на потолке с помощью выключателя, разжечь камин, снять шторы с одного из 3 окон. По правилу сложения получается 3 + 1 + 1 + 3 = 8 способов осветить комнату.
8
Ведущий на День учителя
Школа планирует провести мероприятие в честь дня учителя. В таблице указаны сводные данные об учениках, которые не против прнять участие в празднике.
Класс | Мальчики | Девочки |
---|---|---|
8-й класс | 12 | 13 |
9-й класс | 11 | 15 |
10-й класс | 9 | 10 |
11-й класс | 6 | 7 |
Сколько есть вариантов назначить ведущего на мероприятие, если для этой роли подходят ученики 9-го и 10-го классов?
Определите, какие группы учеников удовлетворяют требованиям к ведущему праздника.
Условиям на роль ведущего праздника удовлетворяют 4 непересекающихся группы:
Мальчики 9-го класса — 11 вариантов
Девочки 9-го класса — 15 вариантов
Мальчики 10-го класса — 9 вариантов
Девочки 10-го класса — 10 вариантов
По правилу суммы получаем 11 + 15 + 9 + 10 = 45 способов выбрать ведущего.
45
Чай, кофе, потанцуем?
На дискотеке есть 4 парня и 3 девушки. Артем станцевал 10 парных танцев, Василий 3, Петр и Игорь по 4. Света станцевала 2 парных танца, Аня 8. Сколько парных танцев станцевала Ксюша?
Парни танцуют только с девушками и наоборот.
Танцы каждого парня образуют группу танцев. Эти группы танцев не пересекаются.
Начнем с парней. Имеем 4 группы танцев, по одной группе на каждого из парней. Группы эти не пересекаются, так как к каждой группе танцев привязан свой парень. По правилу суммы получаем 10 + 3 + 4 + 4 = 21 парный танец.
В парных танцах парни танцуют с девушками. Вся описаная логика с группами и правилом суммы работает и на них тоже. Раз парни станцевали 21 танец, то и девшуки в сумме тоже станцевали 21 танец.
Решив простейшее уравнение получаем, что Ксюша станцевала 11 парных танцев.
11
Большое путешествие
Сколько существует способов попасть из Математино в Химино?
Двигаться по дорогам можно только в правую сторону.
Разбейте все маршруты на классы, например «М-Х» (Математино - Химино) и другие.
Разобьем все возможные маршруты на классы:
В классе «М-Х», то есть напрямую от Математино до Химино, есть 2 маршрута.
В классе «М-Ф-1-Х», то есть до Физино по первой дороге и потом в Химино, есть 3 маршрута.
В классе «М-Ф-2-Х», то есть до Физино по второй дороге и потом в Химино, также 3 маршрута.
По правилу суммы получаем 2 + 3 + 3 = 8 маршрутов из Математино в Химино.
8
Невероятные восьмерки
Сколько трехзначных чисел в своей записи содержат ровно две восьмерки?
Разбейте все трехзначные числа с двумя восьмерками на классы. Посчитайте, сколько чисел в каждом классе и используйте правило сложения.
Разобьем все возможные трехзначные числа ровно с двумя восьмерками на 3 класса: класс , класс и класс . В классах и вместо x могут быть любые цифры, кроме 8, то есть 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9 (всего 9 вариантов). Получается, в этих двух классах у нас по 9 чисел. В классе всего 8 чисел, потому что 0 не может быть в начале трехзначного числа.
По правилу сложения имеем 26 трехзначных чисел, в записи которых есть только две восьмерки:
26
Машина мечты!
Екатерина хочет купить себе машину. Ее интересуют только красные машины или джипы. В автосалоне продаются 10 красных и 7 синих джипов разных моделей, а также 16 моделей легковушек, из которых 5 красных.
Из скольких машин Екатерина будет выбирать при покупке автомобиля?
Разделим все подходящие машины на две группы: «Джипы» и «Красные». Не забывайте про пересечения!
Разделим все подходящие машины на две группы: «Джипы» и «Красные».
В группе «Джипы» находится 10 + 7 = 17 машин. В группе «Красные» находится 10 + 5 = 15 машин.
По правилу сложения мы должны сложить количества машин в этих группах. Но не забывайте про пересечения! Если мы просто сложим группы, то дважды учтем 10 красных джипов, которые находятся одновременно как в группе «Джипы», так и в группе «Красные»!
Поэтому, надо не забыть вычесть дубликаты:
22
Сначала была буква
Максим хочет выбрать из предложения «А зори здесь тихие» одну букву. Ему подойдет либо гласная, либо такая, которая стоит на четном месте в предложении без учета знаков препинания.
Сколькими способами он может выбрать букву, считая, что ее положение в предложении имеет значение? А сколькими способами он может выбрать букву безотносительно ее положения?
Посмотрите решение похожего примера из статьи.
Выделите два класса: один для вариантов выбрать гласную букву, другой для варианто выбрать четную. Посчитайте количество вариантов в каждом классе. Не забывайте про пересечения!
Разделим все варианты выбрать букву на две группы.
В группе A будут варианты выбрать гласную букву. Всего в предложении 7 гласных, а значит 7 способов выбрать одну из них.
В группе B варианты выбрать буквы, порядковый номер которых четный. Выпишем все четные буквы:
То есть в группе B у нас так же 7 способов совершить выбор.
Обратите внимание, что группы пересекаются! В группе B есть 3 гласные («е», и две «и»), которые так же есть и в группе A! Сложив по правилу суммы эти способы в этих двух группах мы лишний раз учтем эти три буквы, поэтому нужно вычесть эти дубликаты:
Если положение выбираемой буквы не имеет значение, то количество способов в группе A, то есть количество уникальных гласных, уменьшается до 4. В группе B останется 5 букв «з, р, е, ь, и», причем с 2-мя пересечениями («е» и «и»).
11 способов выбрать буквы, если их положение в предложении имеет знаение и 7, если не имеет.
Сначала была буква
Решите ту же задачу, но для предложения: «Я лучше умру от старости, чем от скуки»
Положение буквы имеет значение:
Положение буквы не имеет значение:
Сначала была буква
Решите ту же задачу, но для предложения: «Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью»
Положение буквы имеет значение:
Положение буквы не имеет значение:
Лишние отличники
Экзамен по математике на «5» сдали 9 учеников. Экзамен по русскому языку на «5» сдали 7 учеников. 3 ученика получили отлично на обоих экзаменах. Сколько человек имеет пятерку по математике или по русскому языку?
Перед применением правила суммы не забудьте проверить, не пересекается ли группа отличников по математике с группой отличников по русскому языку.
У нас есть две группы учеников: отличники по математике и отличники по русскому языку. В первой группе 9 человек, во второй 7. Но эти группы пересекаются, потому что и там и там есть одни и те же 3 ученика, которые получили «5» по обоим предметам.
Если мы просто сложим 9 и 7, то с добавлением 7 мы повторно учтем 3-х отличников, которые и так есть среди 9 человек первой группы. По правилу суммы получается всего 9 + 7 - 3 = 13 отличников.
13
Меньше знаешь, крепче спишь
В группе 40 человек. Из них 20 знают комбинаторику, 30 знакомы с теорией вероятностей. 15 человек обе темы. Сколько человек не знает ни комбинаторику, ни теорию вероятностей?
Задача решается так же, как и «Лишние отличники», только в конце надо выполнить еще одно действие.
В задаче есть два пересекающихся класса. Поэтому мы можем использовать правило суммы и не забыть вычесть количество повторящихся объектов.
Значит, «комбинаторику или теорию вероятности» знают 35 человек. Но нас просят найти тех, кто ничего не знает. Для этого вычитаем 35 человек, которые хоть что-то знают из общего количества человек: 40 - 35 = 5.
5 человек не знают ни комбинаторику, ни теорию вероятности.
5
Работа не волк, в лес не убежит
Местная газета опросила 200 молодых людей. 170 из них учатся в университете. 45 человек работают. 27 не работают и не учатся.
Сколько молодых людей учатся и работают?
Сколько человек только учатся?
Сколько человек только работают?
Задача является развитием идей задач «Меньше знаешь, крепче спишь» и «Лишние отличники». Во всех трех задачах по сути выполняются одни и те же вычисления, просто с разными неизвестными.
Сначала найдите, сколько человек занимаются хоть чем-то. Потом используйте правило суммы.
Сначала определим, сколько человек заняты хоть чем-то: работой, учебой или и тем и другим сразу. Для этого из общего количества человек вычтем тех, кто ничем не занят:
Учащиеся и работащие образуют два класса. По правилу суммы получается 170 + 45 = 215 человек. Но нам уже точно известно, что чем-то занимаются только 173 человека. Значит наши классы пересекаются и есть 215 - 173 = 42 человека, которые одновременно работают и учатся.
Итак, 42 человека учатся и работают. Тогда 170 - 42 = 128 человек только учатся, а 45 - 42 = 3 человека только работают.
42 человека учатся и работают. 128 человек только учатся. 3 человека только работают.
Не только лишь все карты
Сколько карт из полной колоды (52 карты без джокеров) отвечают условию «четные или красные или туз»?
Разделите искомые карты на три группы: четные, красные, и тузы. Сначала посчитайте карты, отвечающие укороченному условию — «четные или красные». Потом на основе полученного результата добавьте условие с тузами.
Не забывайте про пересечения!
Разделим искомые карты на три группы: четные, красные, и тузы.
Сначала разберемся с четными картами. 4 двойки, 4 четверки и так далее до 4 десяток. Всего карт в группе четных.
Теперь красные карты. Их ровно половина от всей колоды — 26 штук. Но тут возникает пересечение, ведь некоторые красые карты одновременно являются и четными! Это двойки бубны и черви (2 карты), четверки бубны и черви (2 карты) и вплоть до десяток бубны и черви. Всего пересечений.
Итак, по правилу суммы с учетом дубликатов условию «четные или красные» отвечают 20 + 26 - 10 = 36 карт.
Тузов всего 4. Но тут возникает еще пересечения, ведь из четырех тузов два красные! Поэтому, условию «(четные или красные) или туз» отвечают 36 + 4 - 2 = 38 карт!
38
Не только лишь все карты
Сколько карт из той же колоды отвечают условию «черные с лицами или красные или нечетные»?
«Нечетных или красных» столько же, сколько и «четных или красных», а их мы уже посчитали — 36.
«Лиц» всего три (валет, король, дама), причем в каждой масти, то есть всего карт с лицами. Из них половина черных — 6 карт.
Пересечений с «четными или карсными» тут нет, поэтому по правилу суммы находим 36 + 6 = 42 подходящие карты.
42
Решений мало не бывает
Сколько положительных целых решений имеет следующее выражение?
Положительные целые числа это числа вида .
Обращайте внимние на строгость знаков неравенства.
Решения первого неравества это первый класс, второго — второй. Не забудьте проверить их на пересечение.
У нас есть два класса, каждый из которых связан со своим неравенством. Решениями первого неравенства являются целые числа от 1 до 5 включительно, то есть 6 чисел. У второго неравенства решения это все целые числа от 5 до 99, то есть 95 чисел.
Классы у нас пересекаются. Число 5 одновременно является решением как первого, так и второго неравенства, поэтому по правилу суммы всего имеем 6 + 95 - 1 = 100 положительных решений.
100
Точечное путешествие v2.0
На рисунке — схема дорог, связывающих города. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города A в город K?
Принцип решения точно такой же, как и рассмотренного в теории примера.
Решение «от конца к началу»
Общие рассуждения и пояснения насчет хода решения можно найти в разборе примера из теории. Здесь же мы просто применим полученные знания.
В город K можно напрямую попасть только из городов G, E и D. Обозначим за количество способов попасть в город K. Тогда:
Рассмотрим каждое слагаемое отдельно. Начнем с :
Из A попасть в I можно только двумя способами, так что , а в B только одним — :
Остальные слагаемые ( и ) точно так же сводим к и :
Наконец можем получить финальный ответ:
Решение «от начала к концу»
Количество способов попасть в очередную точку равно сумме количеств способов попасть в предыдущие точки. Просто двигаемся слева направо и проставляем рядом с каждой точкой количество способов в нее попасть:
14
Послушный робот
Надежда создала робота, который умеет делать три арифметических действия:
Прибавить 1
Прибавить 3
Умножить на 2
Сколько различных цепочек из номеров действий можно дать роботу, чтобы он из числа 5 получил число 17?
Принцип решения почти такой же, как и рассмотренного в теории примера.
Общие рассуждения и пояснения насчет хода решения можно найти в разборе похоже примера из теории. Здесь же мы просто применим полученные знания.
Обозначим за количество цепочек действий, которые дают в результате число n. Если число n нечетное, то получить его можно только из числа с помощью действия (1) или из числа с помощью действия (2). Действие (3) не поможет, так как любое число при умножении на 2 становится четным, а мы рассматриваем нечетное n.
Если же число n четное, то получить его можно так же, но еще и из числа с помощью умножения на 2, то есть действия (3):
Получить число 5 можно единственным способом — если не дать роботу никаких команд. Поэтому . Получить 6 можно только одним способом — единожды применив действие (1). Поэтому . Получить 7 можно только из 6 и снова только одним способом, так что . Такая же история и с числом 8 — . Дальше уже используем формулы:
Итак, всего 57 разных последовательностей действий можно дать роботу, чтобы он из числа 5 получил число 17.
57
Дай... пять!?
В сказочной стране живут невероятные жители. У них целых 3 руки: левая, средняя и правая! На каждой руке есть как минимум один палец, а в сумме их всего 17. Сколько комплектов перчаток должно быть в продаже, чтобы каждый житель смог выбрать себе подходящий?
Разбейте всех комплекты перчаток на классы, зафиксировав минимальное количество пальцев для каждого класса на одной перчатке и перебирая возможные варианты для двух оставшихся.
Например, будет означать класс вариантов комплектов, где у одной перчатки ровно 1 палец, на остальных не меньше 1 пальца, а в сумме на двух оставшихся перчатках должно быть 16 пальцев. Потом рассмотрите классы , и так далее.
Описать комплект перчаток можно следующим образом: . Это означает, что в комплекте три перчатки на 1, 2 и 14 пальцев, в сумме 17. Причем совершенно не имеет значения порядок этих чисел: комплекты и одинаковые.
Теперь разобьем все варианты комплектов на классы. В класс поместим варианты комплектов, в которых есть рука с 1 пальцем и меньше 1 пальца на руках быть не может. Тогда в сумме на двух оставшихся руках должно быть 16 пальцев. Математически это можно описать так:
Все возможные варианты можно перебрать вручную, их тут мало. Получаем 8 комплектов перчаток:
Напоминаю, что комплект это точно такой же комплект, что и , поэтому последний мы не считаем. Идем только по возрастанию количества пальцев на второй руке и уменьшению на третьей. Так мы точно не пропустим ни один комплект в классе.
Теперь рассмотрим класс в котором на одной руке есть 2 пальца и меньше 2 пальцев на других руках нет. Если мы допустим, что на какой-то руке будет меньше 2 пальцев (то есть 1 палец), то мы повторно учтем комплекты перчаток, которые уже есть в классе . В сумме на двух оставшихся руках должно быть 15 пальцев:
Получаем 5 комплектов перчаток:
Аналогичным образом строим класс и находим еще 5 возможных вариантов комплектов перчаток:
В классе будет уже 3 вида комплектов, в классе — 2. А в классе и дальше никаких комплектов нет. Ведь уже для в сумме на две оставшиеся руки нужно получить 11 пальцев. Но минимальная сумма, которая дает 11 это 6 + 5, а перчатки с 5 пальцами в классе быть не может.
Обратите внимание, что классы не пересекаются. В у всех комплектов есть перчатка с одним пальцем и в то же время во всех остальных классах перчаток с одним пальцем нет. С другими классами точно так же. Раз классы не пересекаются, мы можем спокойно использовать правило суммы:
Итак, в продаже должно быть 23 комплекта перчаток.
23
Задача с трехрукими но теперь после радиоционной катастрофы у них не ровно 17 пальцев, а не больше 15. Решать придется графически через нанесение точек на оси координат.
Чертова лестница
Лестница состоит из 9 ступенек. Алексей может подниматься ступенька за ступенькой, а может перешагивать через одну. Сколько существует способов подняться по лестнице? А если в лестнице 11 ступенек?
Адаптируйте решение примера про путешествия из теории. Например, попасть на ступень 9 можно только со ступенек 8 или 7.
Построение модели
Сходу слона съесть не выйдет, поэтому будем есть по кусочкам. В данном случае рассмотрим какую-нибудь одну ступеньку. Возьмем для примера девятую ступень. Попасть на нее можно только с восьмой ступени (поднявшись на одну ступеньку) или с седьмой ступени (переступив через одну). Других вариантов нет.
Представим теперь, что на восьмую ступеньку можно попасть 5 способами. Значит и на девятую ступеньку с восьмой можно попасть тоже только 5-ю способами — совершив один шаг.
Теперь представим, что на седьмую ступеньку можно попасть 7 способами. Тогда, повторяя рассуждения как с восьмой ступенькой, с седьмой на девятую ступень тоже можно попасть только 7 способами.
Получается, способов попасть на девятую ступеньку столько же, как и способов попасть на «восьмую или седьмую» ступеньки. Причем классы способов попасть на ступеньку 8 и на ступеньку 7 не пересекаются! Одинаковых путей нет, ведь любой путь из класса «Ступень 8» содержит в себе восьмую ступеньку, которой нет ни в одном пути из класса «Ступень 7».
Итак, у нас есть два непересекающихся класса, а значит мы можем использовать правило суммы: 5 + 7 = 13 способов попасть на девятую ступеньку.
Математическая модель
Фишка в том, что подобные рассуждения можно провести для любой ступеньки. Тогда количество способов попасть на ступеньку n равно сумме количества способов попасть на ступеньки и . Если обозначить количество способов попасть на ступень n за , то получаем формулу:
Решение задачи
Попасть на первую ступеньку можно только одним способом . На вторую уже есть два способа : с первой ступеньки и сразу с пола переступив через первую. Для третьей ступеньки уже можно воспользоваться выведенной формулой:
Ну и продолжаем дальше считать с помощью нашей формулы до победного:
1 | 2 | 3 | 5 | 8 | 13 | 21 | 34 | 89 |
На лестницу из 9 ступенек можно подняться 55 разными способами. А на лестницу из 11 ступенек — 144.
Обратите внимение на полученные формулу и последовательность чисел:
Каждый следующий элемент последовательности получается через сложение двух предыдущих элементов. Это широко известные «Числа Фибоначчи». Они всплывают в самых разных областях, причем не только в математике, но даже и в природе. Только что мы выяснили, что они связаны и с подъемом на самую обыкновенную лестницу.
Вот уж и правда нельзя и шага сделать, чтобы не затронуть какую-нибудь красивую математическую формулу... Удивительно!
Дана шахматная клетка (координаты). Сколько существует клеток, из которых конь может попасть в данную клетку за два хода? Можно усложнить условие, убрав строгое ограничение на количичество ходов: не «за два хода», а «не более чем за три хода». Тогда могут появиться интересные циклы: конь может отойти назад от конечной клетки, а потом вернуться обратно. Интересный факт, конь может начинать прямо из конечной клетки! Это могут забыть посчитать!
Даны фигура в начальной клетке и конечная клетка. Фигура может походить вверх, вправо и по диагонали. Причем она не может дважды походить одинаково. Сколькими способами фигура может попасть в конечную клетку?
Можно попробовать развить подход с тем, что некоторые действия можно использовать не всегда. Например, есть монстр с 50 единицами здоровья. А герой может совершать разные типы атаки, которые отнимают разное количество здоровья босса. Но особые атаки имеют «время отката» и после их использования они недоступны какое-то количество ходов. Найти, сколько есть способов убить монстра.