О языках
Передача информации
И в прошлом, и сейчас крайне большую роль играет информация:
Прячется ли в кустах тигр
Где лучше клюет рыба
Собираются ли напасть кочевники
Какие профессии сегодня востребованы
Как решать квадратные уравнения
Для любых социальных животных, в том числе и людей, жизненно важно уметь передавать и хранить информацию. Чтобы это делать, нужно понимать друг друга.
Именно за понимание друг друга и отвечают языки.
Но что вообще такое язык? Давайте разбираться!
Знак
Предположим, Вася и Женя договорились, что поднятный вверх кулак означает хорошую погоду. Они создали знак.
В примере выше, Вася и Женя приписали поднятому вверх кулаку смысл (хорошая погода). Важно понимать, что знаком может быть все что угодно, а не только буква или иероглиф.
Некоторые примеры знаков:
Поднятый вверх кулак
Прижатые уши у котов/собак
Буква «А»
Знак интеграла «»
Язык
Одним знаком сыт не будешь. Со временем возникает целый набор самых разных знаков на все случаи жизни.
Несколько знаков могут быть связаны. Например, указание пальцем на тигра и гортанный крик — два разных знака. Но вместе они обретают дополнительный или даже новый смысл.
В то же время гортанный крик и прыжок на месте может не нести никакого смысла — эти два знака никак не связаны.
Несмотря на то, что язык и знаковая система — одно и то же, иногда их различают. Под языком чаще понимают именно естественные человеческие языки (русский, английский и так далее).
Почему? Потому что знаковые системы могут быть очень простыми, например, состоять из пары знаков. Напротив, человеческие языки содержат огромное количество знаков и правил по их использованию (включая разного рода исключения).
Языки делятся на искуственные и естественные:
Естественный язык используется для общения людей и возник самостоятельно (его целенаправленно никто не создавал)
Искусственный язык создан намеренно для решения конкретных задач
Изучение языка
Языки — очень сложная штука. Например, на изучение тонкостей русского языка уходит целых 9 лет.
Изучением языка занимается отдельная наука — лингвистика. В ней много разделов, но дальнейшего изучения нам особенно понадобятся два: семантика и синтаксис.
Семантика
Знакомы ли вам слова «загвоздать», «рундук», «каннелюра»?
Слышали когда-нибудь следующие предложения?
Как снег на голову
Воды в рот набрать
Посыпать голову пеплом
Даже носители языка иногда не могут понять смысла слов, словосочетаний или предложений. Что уж говорить о людях, которые только изучают этот язык.
Получаем один из разделов изучения языка: семантический подход.
Примеры:
Семантика слова «рундук» — крыльцо
Семантика предложения «Посыпать голову пеплом» — быть в отчаянии, печали
Синтаксис
Вот есть предложение:
«Выполненный план заводом»
С ним явно что-то не так. В этом предложении слово «план» долно стоять либо до, либо после «Выполненный заводом»:
«План, выполненный заводом»
«Выполненный заводом план»
Только в этих случаях получаем правильно построенный причастный оборот. «план» в центре нарушает структуру причастного оборота, и мы получаем бессмыслицу.
Или вот математический пример:
Очевидно, что после знака равно должно идти число 5. Но там стоит знак сложения. Как и в примере выше, нарушена структура выражения и мы получаем полную бессмыслицу.
Так какой раздел лингвистики определяет допустимость и правильность структур?
В определении синтаксиса часть «без рассмотрения их смысла» играет важную роль! Предложение «Все арбузы очень космические» синтаксически абсолютно верно. То, что это полная бессмыслица нас совершенно не волнует. У синтаксиса другая задача.