Физические величины и вектора

Вводим основным термины, необходимые для дальнейшего изучения физики.

Физические величины

Физическая величина – то, что можно измерить (время, масса и т.д.)

Единица физической величины – то, в чем измеряется физическая величина (килограммы, граммы и т.д.)

Измерительный прибор – то, чем можно измерить физическую величину (весы, секундомер и т.д.)

Рассмотрим для более детального понимания следующую задачу:

Что есть что?

Распределите понятия на группам: «Физическая величина», «Единица физической величины», «Измерительный прибор».

  • Весы

  • Транспортир

  • Градус

  • Линейка

  • Сантиметр

  • Масса

  • Час

  • Сутки

Решение

Для начала ответим на вопрос: Что из вышеперечисленнного можно измерить?

Из нашего перечня измерить можно только массу (то есть, например, корректно будет сказать масса равна 2 ..., но некорректно, например, линейка равна 5...). Таким образом, только масса является физической величиной.

Далее найдем все единицы измерения. Для единиц измерения основной вопрос имеет вид: В чем можно что-то измерять?

В нашем случае измерять что-либо можно только в градусах, в сантиметрах и в сутках.

Наконец, прибором является то, при помощи чего мы можем что-то измерить.

В нашем списке, это весы, транспортир, линейка и часы.

Скаляры и вектора

В физике величины делят на скалярные и векторные.

Скалярная физическая величина — величина, характеризующаяся только величиной (числом). Примеры: время, масса, температура и т.д.

Векторная физическая величина — величина, характеризующаяся величиной и направлением. Примеры: сила, скорость, импульс и т.д.

Важной характеристикой векторной величины является проекция вектора на ось.

Термин проекция имеет смысл только для векторных, но не для скалярных физических единиц!

Проекция вектора на ось определяется следующим образом:

  • Если вектор перепендикулярен оси (вектор w на рисунке), то проекция равна 0 (wx=0w_x = 0)

  • Если вектор направлен в ту же сторону, что и ось, то проекция вектора равна его длине (модулю) (ux=uu_x = u)

  • Если вектор направлен в сторону, противоположную оси, то проекция вектора равна его длине (модулю) со знаком минус (vx=vv_x =-v)

  • Если вектор направлен под некоторым углом α\alpha к положительному направлению оси, то проекция вектора равна его длине, умноженной на косинус данного угла (ax=acosαa_x =a*\cos\alpha)

  • Если вектор направлен под некоторым углом α\alpha к отрицательному направлению оси, то проекция вектора равна его длине со знаком минус и умноженной на косинус данного угла (bx=bcosαb_x =-b*\cos\alpha)

Действия с векторами

Координатами двумерного вектора называется пара чисел, соответствующих проекциям вектора на 2 перпендикулярные оси Ox и Oy.

Так, например, вектор a\vec{a} на рисунке имеет координаты (4; 0), а вектор b\vec{b} - координаты (3; -2). Также часто встречается запись через равенство: a=(4;0); b=(3;2)\vec{a} = (4; 0); \ \vec{b} = (3; -2).

При сложении векторов их координаты складываются. Так, например, координаты вектора a+b=(4;0)+(3;2)=(4+3;0+(2))=(7;2)\vec a + \vec b = (4;0) + (3;-2) = (4+3; 0+(-2)) = (7; -2). Аналогично определяется любая комбинация векторов. Разобраться в этом поможет следующий пример:

Поработаем с векторами

Для векторов, изображенных на рисунке выше:

а) Найдите координаты векторов c\vec{c} и d\vec{d};

б) Найдите координаты векторов c+d \vec{c} + \vec{d} и cd \vec{c} - \vec{d};

в) Найдите координаты векторов 3c3\cdot\vec{c}, 2d-2\cdot\vec{d} и 0,5d0,5\cdot\vec{d};

г) Найдите координаты вектора 2c3d2\cdot\vec{c} - 3\cdot\vec{d}.

а)

Заметим, что вектор c\vec{c} направлен на 1 единицу влево и на 4 единицы вверх, откуда c=(1;4)\vec{c} = (-1; 4).

Аналогично, вектор d\vec{d} направлен на 2 единицы вправо и на 2 единицы вверх, откуда d=(2;2)\vec{d} = (2; 2).

б)

c+d=(1;4)+(2;2)=(1+2;4+2)=(1;6) \vec{c} + \vec{d} = (-1; 4) + (2; 2) = (-1 + 2; 4 + 2) = (1; 6)

cd=(1;4)(2;2)=(12;42)=(3;2) \vec{c} - \vec{d} = (-1; 4) - (2; 2) = (-1 - 2; 4 - 2) = (-3; 2)

в)

3c=3(1;4)=(3(1);34)=(3;12) 3\cdot\vec{c} = 3\cdot(-1; 4) = (3\cdot(-1); 3\cdot4) = (-3; 12)

2d=2(2;2)=(22;22)=(4;4) -2\cdot \vec{d} = -2\cdot(2; 2) = (-2\cdot 2; -2\cdot2) = (-4; -4)

0,5d=0,5(2;2)=(0,52;0,52)=(1;1) 0,5\cdot \vec{d} = 0,5\cdot(2; 2) = (0,5\cdot 2; 0,5\cdot2) = (1; 1)

г)

2c3d=2(1;4)3(2;2)=(2;8)(6;6)=(8;2)2\cdot\vec{c} - 3\cdot\vec{d} = 2\cdot (-1; 4) - 3 \cdot (2; 2) = (-2; 8) - (6; 6) = (-8; 2)

Скалярное произведение

Ранее мы рассмотрели, как складывать, вычитать векторы между собой, а также как умножать вектор на число. Однако в математике есть возможность умножать вектора друг на друга, при этом результат будет являться числом!

Скалярное произведение – величина, равная произведению длин векторов на косинус угла между ними:

ab=abcosα\vec{a} \cdot \vec{b} = |\vec{a}|\cdot|\vec{b}|\cdot\cos \alpha

Скалярное произведение можно рассчитать, зная только координаты векторов. Для этого используется формула

ab=axbx+ayby\vec{a} \cdot \vec{b} = a_x \cdot b_x + a_y \cdot b_y

Отсюда есть несколько важных следствий:

Свойства скалярного произведения

а) (о модуле вектора) Модуль вектора a\vec{a} можно вычислить по формуле a=aa|\vec{a}| = \sqrt{\vec a \cdot \vec a}

б) (об угле между векторами) Угол между векторами a\vec{a} и b\vec{b} можно вычислить по формуле α=arccos(abaabb)\alpha = \arccos(\frac{\vec a \cdot \vec b}{\sqrt{\vec a \cdot \vec a}\cdot \sqrt{\vec b \cdot \vec b}})

в) (условие перпендикулярности векторов ) Вектора a\vec{a} и b\vec{b} перпендикулярны тогда и только тогда, когда ab=0\vec{a} \cdot \vec{b} = 0

Доказательство пункта а)

По определению, aa=aacos0°=a2\vec a \cdot \vec a = |\vec a||\vec a|*\cos 0 \degree = |\vec a|^2, откуда следует требуемое утверждение

Доказательство пункта б)

По определению, ab=abcosα\vec a \cdot \vec b = |\vec a||\vec b|*\cos \alpha, откуда α=arccosabab\alpha = \arccos \frac{\vec a \cdot \vec b}{|\vec a||\vec b|}. Послде подстановки выражения для модулей из пункта а) непосредственно получаем требуемое утверждение

Доказательство пункта в)

Заметим, что 90°=arccos(0)90 \degree = arccos(0). Из пункта б) можно заметить, что α=90°\alpha = 90 \degree тогда и только тогда, когда равен 0 числитель выражения, то есть при ab=0\vec{a} \cdot \vec{b} = 0

Рассмотрим задачу на скалярное произведение.

Скалярное произведение

На рисунке приведены несколько векторов.

Найдите скалярное произведение векторов ac\vec{a} \cdot \vec {c}, длины векторов a\vec a и с\vec с и угол между ними.

Решение

Из рисунка находим, что a=(4;1)\vec a = (4; 1) ; с=(1;4)\vec с = (-1; 4) .

Тогда ac=4(1)+14=4+4=0\vec{a} \cdot \vec {c} = 4\cdot(-1)+1\cdot 4 = -4 + 4 = 0;

a=42+12=17;c=(1)2+42=17|\vec a| = \sqrt{4^2+1^2} = \sqrt{17}; |\vec c| = \sqrt{(-1)^2+4^2} = \sqrt{17} ;

α=arccosabab=arccos01717=90°\alpha = \arccos \frac{\vec a \cdot \vec b}{|\vec a||\vec b|} = \arccos \frac{0}{\sqrt{17}\cdot\sqrt{17}} = 90 \degree

Упрощение выражений со скалярным произведением

В некоторых задачах бывает необходимо предварительно преобразовывать выражение, содержащее скалярное произведение. Заметим, что для скалярного произведения характерны те же свойства, что и для обычного произведения:

a(b+c)=ab+ac\vec a \cdot (\vec b + \vec c) = \vec a \cdot \vec b + \vec a \cdot \vec c

Ka(Lb)=(KL)(ab)K \vec a \cdot (L \vec b) = (K\cdot L)(\vec a \cdot \vec b)

Неизвестное через неизвестное

Чему равна длина вектора c=2a+3b\vec c = 2\vec a + 3\vec b, если длина вектора a\vec a равна 3, длина вектора b\vec b равна 5, а угол между ними равен 120°120 \degree?

Решение

Сначала найдем квадрат длины искомого вектора:

c2=cc=(2a+3b)2=4a2+12ab+9b2|\vec c|^2 = \vec c \cdot \vec c = (2\vec a + 3\vec b)^2 = 4\vec a^2 + 12\vec a\vec b + 9\vec b^2

Но a2=a2=9;b2=b2=25\vec a^2 = |\vec a|^2 = 9; \qquad \vec b^2 = |\vec b|^2 = 25;

v=abcosα=35(0,5)=7,5\vec v = |\vec{a}|\cdot|\vec{b}|\cdot\cos \alpha = 3\cdot5\cdot(-0,5)=-7,5 , откуда

c2=49+12(7,5)+925=171c=171.|\vec c|^2 = 4\cdot9+12\cdot(-7,5)+9\cdot 25 = 171 \Rightarrow |\vec c| = \sqrt{171}.

Теперь рассмотрим один пример из физики:

Перпендикулярный полет

Небольшим шариком выстрелили из катапульты со скоростью 𝑣_0 = 15 м/с в вакуумной камере, и спустя время 𝑡 = 1.7 с после выстрела скорость шарика оказалась перпендикулярна начальной. Считая, что скорость изменяется согласно уравнению v=v0+gt\vec v = \vec {v_0} + \vec g t, где 𝑔=10м/с2𝑔 = 10 м/с^2 - ускорение свободного падения, найдите величину скорости шарика в этот момент времени.

Решение

Заметим, что условие перпендикулярности v\vec v и v0\vec v_0 можно записать в виде vv0=0\vec v \cdot \vec v_0 = 0.

Но тогда

0=(v0+gt)v0=v02+gv0tgv0=v02t0 = (\vec v_0 + \vec g t)\vec v_0 = v_0^2 + \vec g \vec v_0 t \Rightarrow \vec g \vec v_0 = -\frac{v_0^2}{t}

Тогда

v2=vv=(v0+gt)2=v02+2v0gt+g2t2=v022v02+g2t2=g2t2v02=172152=64|\vec v|^2 = \vec v \cdot \vec v = (\vec v_0 + \vec g t)^2 = v_0^2 + 2\vec v_0\vec g t + g^2t^2 = v_0^2-2v_0^2+g^2t^2=g^2t^2-v_0^2=17^2-15^2 = 64

и v=8v = 8 м/сек.

Превью