Основы математики
Дроби

Рациональные числа

Вид чисел, позволяющий обозначать части от целых объектов, целые объекты и даже целые вместе с частями. Рациональные числа появились как решение проблем целых чисел: провалов в делении и невозможности обозначать «часть от целого». Но они способны на гораздо большее и обладают удивительными свойствами…

Зачем рациональные числа?

  1. 1

    Целых чисел не хватает для операции деления!

    Есть целый ряд примеров деления целых чисел, ответы на которые невозможно записать в виде целого числа:

    7:2= ?7 : 2 = \ ?
    5:3= ?5 : 3 = \ ?
    9:4= ?-9 : 4 = \ ?
  2. 2

    Целые числа не позволяют обозначать «части от целого»!

    Слева целое число «1», а остальное целыми числами не выразить!

Для решения этих проблем приходится расширять целые числа — придумывать новый вид чисел!

Рациональные числа

Доля

Один из одинаковых «кусков», на которые был разделен целый объект.

Долей бесконечно много, они не могут закончится. Задействуя разное количество долей, можно:

  1. 1

    Обозначать части целого объекта: «1 из 2», «3 из 6»

  2. 2

    Обозначать объекты целиком: «2 из 2», «6 из 6»

  3. 3

    Обозначать несколько целых объектов вместе с частями: «5 из 2», «9 из 3»

  4. 4

    Всё перечисленное делать с отрицательными долями: «–4 из 6», «4 из –6»

На основе долей строятся обыкновенные дроби и рациональные числа.

Часть «1 из 6»
Шестая часть пиццы
Часть «2 из 6»
Треть пиццы
Часть «3 из 6»
Половина пиццы

Доли могут быть отрицательные, что обозначает долг: «–2 из 4» или «4 из –8». Если отрицательными являются и «взятые» доли и «все» доли, то это можно рассматривать как воровство уже украденного — смысл все равно положительный: «–2 из –4» = «2 из 4».

Обыкновенная дробь

Удобная и компактная запись долей. Количество «взятых» долей называется числителем. Общее количество долей, на которые был разделен объект, называется знаменателем.

Числитель находится сверху (слева), а знаменатель снизу (справа). Между ними находится дробная черта:

121/21 доля из 2\underbrace{ \frac{1}{2} \quad 1/2 }_{\small\text{1 доля из 2}}
1001100/1100 долей из 1\underbrace{ \frac{100}{1} \quad 100/1 }_{\small\text{100 долей из 1}}
080/80 долей из 8\underbrace{ \frac{0}{8} \quad 0/8 }_{\small\text{0 долей из 8}}
101110/11-10 долей из 11\underbrace{ \frac{-10}{11} \quad -10/11 }_{\small\text{-10 долей из 11}}

Обыкновенные дроби являются основным способом записи рациональных чисел.

16или1/6\dfrac{1}{6} \enspace \text{или} \enspace 1/6
26или2/6\dfrac{2}{6} \enspace \text{или} \enspace 2/6
36или3/6\dfrac{3}{6} \enspace \text{или} \enspace 3/6

Обыкновенные дроби имеют два подвида:

  • Правильные дроби

    В правильных обыкновенных дробях числитель меньше знаменателя. Такие дробь обозначают «часть от целого».

    12;34;56\frac{1}{2}; \qquad \frac{3}{4}; \qquad \frac{5}{6}
  • Неправильные дроби

    В неправильных обыкновенных дробях числитель больше или равен знаменателю. Такие дроби обозначают «целые» и «целые с частями».

    66или6/6\dfrac{6}{6} \enspace \text{или} \enspace 6/6
    1 целая пицца
    86или8/6\dfrac{8}{6} \enspace \text{или} \enspace 8/6
    1 целая пицца и ещё 2 доли
    126или12/6\dfrac{12}{6} \enspace \text{или} \enspace 12/6
    2 целые пиццы

Рациональное число

Число, состоящее из двух целых чисел p и q:

  1. 1

    Целое число p — количество «взятых» долей (взять можно сколько угодно)

  2. 2

    Целое число qненулевое количество долей, на которые был разделен целый объект.

Основным (но не единственным) способом записи рациональных чисел является обыкновенная дробь: pq\dfrac{p}{q} или p/q.

12;\frac{1}{2};
7/5;7/5;
6969;\frac{69}{69};
0/4;0/4;
1011;\frac{-10}{11};
8/78/-7

Рациональные числа обозначаются буквой Q\mathbb{Q}.

  • Почему знаменатель q не может быть равен 0?

    Потому что невозможно разделить целый объект так, чтобы образовалось 0 кусков/долей. Если никак не делить, то будет всё равно 1 доля в виде целого объекта, а не 0! Поэтому и обыкновенные дроби, и рациональные числа с нулевым знаменателем не имеют смысла.

  • Почему «рациональные»?

    Потому что «ratio» в переводе с латинского означает «отношение/деление/дробь». Ещё одно объяснение состоит в том, что слово «рациональный» означает «разумный» и «логичный». Получается, рациональные числа это «разумные» и «логичные» числа, в противовес ломающим мозги иррациональным числам, о которых позже (да, такие тоже есть).

  • Почему буква Q\mathbb{Q}?

    Потому что это первая буква слова «quotient» (частное), что подчеркивает прямую связь рациональных чисел с операцией деления — рациональные числа придумали как решение проблемы деления целых чисел.

  • Почему буквы p и q?

    А просто так. Тут никакого скрытого смысла нет. В целом по миру для обозначения обыкновенных дробей используют буквы p/q. В России регулярно используют буквы n/m. Разницы никакой. Используйте то, что вам удобнее.

  • Рациональные числа — абстракция!
    Обыкновенная дробь — запись!

    Рациональные числа, как и целые числа, не существуют в реальном мире. Мы их придумали. Но надо же наши выдумки как-то записывать, чтобы можно было с ними работать, делиться с другими людьми и т.д.

    Целые числа мы записываем арабскими цифрами 1, 2, 3…, а рациональные числа записываем обыкновенными дробями. Вы же не путаете слово «медведь» на бумаге и реального медведя, который собирается вас сожрать? Вот и запись «p/q» не путайте с абстрактным понятием «рациональное число»!

Половина Алексея

На день рожденья Алексей купил себе большую пиццу. К вечеру он съел 4 куска, что составляет 12\dfrac{1}{2} пиццы. На сколько всего кусков изначально разрезана пицца?

Решение

4 куска составляют 1/2 пиццы. То есть пицца была разделена на 2 одинаковых доли и в одной из долей 4 куска пиццы. Так как доли одинаковые, то в другой доле тоже 4 куска. Всего в двух долях 4 + 4 = 8 кусков пиццы!

Задача на неделю

В школе Васе поставили задачу на неделю вперед — решить 27 уравнений. Сколько уравнений он решит, когда выполнит 2/3 от поставленной задачи?

Решение

Всё недельное задание, 27 уравнений, разбили на 3 доли. Это значит, что в каждой доле содержится из 27 : 3 = 9 уравнений. В «двух третях» или «2 долях из 3» содержится 9 + 9 = 18 уравнений.

Кто в лес, кто по дрова

Прогуливаясь в парке, Катя обратила внимание, что на некоторых деревьях есть птичьи гнезда. Всего таких деревьев она насчитала 15 штук. Эти деревья составляют 110\dfrac{1}{10} от общего количества деревьев в парке. Сколько всего деревьев в парке? А сколько берез в парке, если они составляют «10 долей из 15» от общего количества деревьев?

Решение

Все деревья в парке поделили на 10 одинаковых долей. Катя насчитала 15 деревьев в одной доле. Раз в одной доле 15 деревьев, то и во всех остальных тоже по 15, ведь доли одинаковые по определению. Всего имеем 10 долей по 15 деревьев в каждой, то есть всего 1015=15010 \cdot 15 = 150 деревьев в парке!

Теперь разберёмся с берёзами. Всего 150 деревьев в парке делим на 15 одинаковых долей: 150 : 15 = 10 деревьев в одной доле. Из этих 15 долей 10 долей составляют берёзы. 10 «берёзовых» долей по 10 деревьев в каждой доле, значит всего 1010=10010 \cdot 10 = 100 берёз в парке!

Целые это рациональные

Любое целое число является рациональным

Любое целое число m можно никак не разделить. Тогда оно будет являться одной долей. Взяв m положительных или отрицательных таких долей мы и получим m целых объектов с нужным знаком. Значит, целое число m является рациональным числом:

m=m1=m/1m = \frac{m}{1} = m/1
Любое целое число является рациональным!
И может быть записано по-разному!

Превращаем целые в рациональные

Каждое из целых чисел ниже запишите в виде 3 разных обыкновенных дробей:

8;8;
11;-11;
666.666.

Реставрация рациональных чисел

Найдите, какие целые числа скрываются за знаками вопросов в примерах:

1)?1=2025;1) \enspace \frac{?}{1} = 2025;
2)27?=9;2) \enspace \frac{27}{?} = 9;
3)?999=0;3) \enspace \frac{?}{999} = 0;
4)40?=20;4) \enspace \frac{40}{?} = -20;
5)?5=1005) \enspace \frac{?}{-5} = 100

Деление = дробная черта

Деление = дробная черта

Любое деление (нацело и ненацело) всегда можно записать как рациональное число с дробной чертой и наоборот, любое рациональное число можно записать как деление двух целых чисел. Разницы между « : » и « » нет никакой! В выражениях эти записи можно в любой момент менять одну на другую и ничего не поменяется!

Доказательство

Имеем целые числа p и q.
Возможно три варианта:

  • Число q равно 0

    Если q = 0 то деление p : q не может быть выполнено, так как поделить на ноль нельзя. Рациональное число p/q тоже не имеет смысла и не обозначает никакого числа.

    В этом варианте деление и дробная черта имеют один и тот же смысл, состоящий в отсутствии смысла 🤣

  • Число p не делится нацело на q

    В таком случае деление и дробная черта тоже полностью совпадают по смыслу, ведь рациональные числа как раз и были придуманы для того, чтобы стать ответом на деление «неделящихся» целых чисел:

    p:q=pqp : q = \frac{p}{q}
  • Число p делится нацело на q

    Вот тут уже придется даже немного включить голову. Раз p делится нацело на q, то результатом их деления является некое целое число m:

    p:q=mp : q = m

    По определению, деление — это операция, обратная умножению. Поделить p на q значит найти такое m, чтобы p=mqp = m \cdot q. Запомним это.

    Теперь нам нужно доказать, что и рациональное число p/q тоже обозначает целое число m:

    pq=?m\frac{p}{q} \overset{?}{=} m

    Представим, что мы некий объект разделили на q долей. Нам известно, что было взято p таких долей. Но p=mqp = m \cdot q (как мы показали выше).

    То есть p долей это буквально m раз взяли по q долей. Из q долей можно собрать 1 целый объект. Если взять m раз по q долей, то из них получится собрать m целых объектов. Поэтому наше рациональное число p/q обозначает целое число m!

    pq=m\frac{p}{q} \overset{\checkmark}{=} m

    Даже в случае деления нацело операция деления и дробная черта полностью совпадают по смыслу!

Итак, мы рассмотрели все возможные варианты и во всех них операция деления «:» и дробная черта «» совпадают по смыслу. Значит в любых ситуациях абсолютно любое деление целых чисел можно записать как дробь, а любую дробь можно записать как деление целых чисел!

\blacksquare

Деление в дробь, и наоборот…

Найдите целые числа, которые скрываются за знаками вопроса:

1)666333= ?;1) \enspace \frac{666}{333} = \ ?;
2)?8=512;2) \enspace \frac{?}{-8} = 512;
3)41:42= ?3) \enspace \frac{4}{1} : \frac{4}{2} = \ ?
4)84+22010= ?4) \enspace \frac{\dfrac{8}{4} + 2}{\dfrac{20}{10}} = \ ?

Единый тип чисел

Рациональные числа не просто добавляют какие-то новые сущности к числам. Оказывается, любое целое число это тоже рациональное! Поэтому рациональные числа являются расширением целых чисел!

Натуральные внутри целых, целые внутри рациональных
Каждый тип чисел добавляет что-то новое

Классифицируем числа

Для всех чисел ниже укажите, являются ли они натуральными, целыми, рациональными:

1;1;
0;0;
10;-10;
12;\frac{1}{2};
105\frac{10}{-5}

Рациональная числовая прямая

Рациональные числа заполняют все промежутки между целыми числами на числовой прямой. Но целые тоже могут быть записаны как дроби. Поэтому вся числовая прямая состоит из рациональных чисел! Для обозначения рациональных чисел на числовой прямой на доли делится единичный отрезок (например от 0 до 1).

Всё есть рациональное число

Ориентация на числовой прямой

Найдите, какие рациональные числа скрываются за буквами A, B, C, D:

Решение

Видим, что единичный отрезок от 0 до 1 разделен на 5 равных кусочков — долей. Считаем, сколько кусочков от 0 до A. Их 8. Поэтому под буквой A скрывается рациональное число 8/5:

A=85A = \frac{8}{5}

По такой же логике до буквы B всего 12 долей. Значит под буквой B скрывается рациональное число 12/5:

B=125B = \frac{12}{5}

Отрицательный единичный отрезок же разделен на 3 доли. До буквы C 5 таких долей. Значит под буквой C скрывается рациональное число –5/3:

C=53C = \frac{-5}{3}

Наконец, до буквы D всего 9 долей. Значит под буквой D скрывается рациональное число –9/3 или, если заменить дробную черту на деление, целое число –9 : 3 = –3:

D=93=9:3=3D = \frac{-9}{3} = -9 : 3 = -3

Основное свойство дроби

Основное свойство дроби

Если числитель и знаменатель обыкновенной дроби умножить или разделить нацело на одно и то же натуральное число, то получится новая дробь, обозначающая то же самое целое/часть от целого/целое с частью, что и исходная дробь.

pq=pnqn;\frac{p}{q} = \frac{p \brand{\cdot n}}{q \brand{\cdot n}};
pq=p:nq:n\frac{p}{q} = \frac{p \brand{: n}}{q \brand{: n}}

Умножение обеих частей дроби на одно и то же число называют домножением. Деление обеих частей дроби на одно и то же число называют сокращением.

Доказательство

Как и в случае с равнозначностью деления и дробной черты, тут нужно рассмотреть два варианта:

  1. 1

    p и q не делятся нацело друг на друга

    В этом варианте доказательство излишне, поскольку рациональные числа и были созданы как решение проблемы деления целых чисел, которые не делятся нацело. Когда мы конструируем новую математическую абстракцию (рациональные числа), мы можем определять её свойства так, чтобы они согласовывались с нашими интуитивными представлениями о «частях от целого».

    Основное свойство дроби в этом случае является естественным следствием того, как мы понимаем доли: если каждую долю разрезать на несколько более мелких долей в одинаковом соотношении, то «часть от целого» остается неизменной.

    Поскольку эти рациональные числа не пересекаются с областью применения уже существующих целых чисел (там, где деление выполняется нацело), никаких противоречий не возникает. Ничего доказывать не надо.

  2. 2

    p и q делятся нацело друг на друга

    Здесь мы заходим на территорию другой математической конструкции — целых чисел, где деление уже определено. Нам нужно доказать, что наше основное свойство дроби согласуется с операцией деления целых чисел.

    По условию, p нацело делится на q, поэтому существует целое число m такое, что:

    p=mqp = m \cdot q

    Выпишем теперь следующие целые числа:

    pn;p\brand{\cdot n};
    p:np\brand{: n}

    Заменяем p на (mq)(m \cdot q) в этих выражениях, ведь это одно и то же число:

    pn=(mq)n;p\brand{\cdot n} = (m \cdot q) \brand{\cdot n};
    p:n=(mq):np\brand{: n} = (m \cdot q) \brand{: n}

    В обоих выражениях уже по арифметическим правилам с целыми числами мы можем скобки поменять так, чтобы m стояло отдельно. В случае умножения это можно сделать из-за «сочетательного закона», а в случае деления — потому что нам уже заранее известно, что q нацело делится на n:

    pn=m(qn);p\brand{\cdot n} = m \cdot (q \brand{\cdot n});
    p:n=m(q:n)p\brand{: n} = m \cdot (q \brand{: n})

    Полученные два выражения можно перезаписать в виде деления нацело:

    (pn):(qn)=m;(p\brand{\cdot n}) : (q \brand{\cdot n}) = m;
    (p:n):(q:n)=m(p \brand{: n}) : (q \brand{: n}) = m

    А эти записи, по уже доказанной равнозначности деления и дробной черты, можно записать в виде дробей:

    pnqn=m;\frac{p\brand{\cdot n}}{q \brand{\cdot n}} = m;
    p:nq:n=m\frac{p \brand{: n}}{q \brand{: n}} = m

    Но m можно записать в виде дроби p/q. Заменим m на эту дробь в обоих выражениях:

    pnqn=pq;\frac{p\brand{\cdot n}}{q \brand{\cdot n}} = \frac{p}{q};
    p:nq:n=pq\frac{p \brand{: n}}{q \brand{: n}} = \frac{p}{q}

    Вот и всё! Основное свойство дроби выполняется и для случая, когда p и q делятся нацело друг на друга.

Итак, в обоих случаях мы доказали, что основное свойство дроби выполняется. Значит его можно использовать для деления абсолютно любых целых чисел — как делящихся нацело, так и не делящихся нацело!

\blacksquare

Умножение числителя и знаменателя на одно и то же число
Получаем эквивалентную дробь с большим количеством долей
Деление числителя и знаменателя на одно и то же число
Получаем эквивалентную дробь с меньшим количеством долей

Эквивалентные дроби

Два рациональных числа называют равными или (заумно) эквивалентными, если одно число из другого можно получить по основному свойству дроби — домножением или сокращением на одно и то же натуральное число.

11=1212=22;\frac{1}{1} = \frac{1\green{\cdot 2}}{1\green{\cdot 2}} = \frac{2}{2};
36=3:36:3=12;\frac{3}{-6} = \frac{3\green{ : 3}}{-6\green{ : 3}} = \frac{1}{-2};

Долговая яма

Яна взяла в долг у подруги 30 рублей. Мама даст ей 120 рублей, но только через неделю. Какой дробью можно описать «количество денег» у Яны сейчас, относительно денег, которые она получит через неделю? Приведите несколько эквивалентных дробей.

Решение

В данный момент у Яны имеется долг, который можно обозначить целым числом «–30». Если все 120 рублей поделить, собственно, на рубли (одна доля = один рубль), то в виде дроби текущее количество денег Яны можно записать как дробь «–30/120»:

30120\frac{-30}{120}

И числитель и знаменатель этой дроби делятся на 2 нацело, поэтому по основному свойству дроби можно сократить эту дробь на 2:

30120=30:2120:2=1560\frac{-30}{120} = \frac{-30 \yellow{: 2}}{120 \yellow{: 2}} = \frac{-15}{60}

Числа –15 и 60 тоже делятся на 15 нацело, поэтому можно сократить дробь ещё раз:

1560=15:1560:15=14\frac{-15}{60} = \frac{-15 \yellow{: 15}}{60 \yellow{: 15}} = \frac{-1}{4}

Это логично, 30 рублей из 120 рублей это действительно четверть всей суммы, что и отражает полученная дробь! Получается, долг Яны можно выразить следующими дробями:

30120=1560=14=\frac{-30}{120} = \frac{-15}{60} = \frac{-1}{4} = \cdots

Примеры домножений и сокращений

Для каждой дроби найдите три эквивалентные ей дроби с большим количеством долей, а потом сокращайте «до упора», пока есть такая возможность:

612;\frac{6}{12};
0100;\frac{0}{100};
147\frac{-14}{7}

Загадочные части дробей

В цепочках эквивалентных дробей найдите все целые числа, которые скрываются за знаками вопроса:

1)?16=74;1) \enspace \frac{?}{16} = \frac{7}{4};
2)10?=100200;2) \enspace \frac{10}{?} = \frac{100}{200};
3)0666=?53) \enspace \frac{0}{-666} = \frac{?}{5}

Сокращение дробей

Несократимая дробь

Дробь, которую нельзя сократить — поделить числитель и знаменатель на число, не равное 1.

12\frac{1}{2}
73\frac{-7}{3}
1137\frac{11}{37}
21\frac{2}{1}
01\frac{0}{1}

Числитель и знаменатель несократимых дробей являются взаимопростыми числами — не имеют общих делителей, кроме 1.

Сокращать дроби в письменном формате можно двумя способами: развернуто через цепочку равенств или компактно:

Пример письменного сокращения дроби
Сначала поделили на 2, потом снова на 2, потом на 3
Компактное письменное сокращение дроби

Железное правило сокращения

Если число в числителе или знаменателе связано сложением, вычитанием или делением — вы не можете его сокращать! Сокращать в дроби можно только свободные множители, которые связаны умножением!

Как НЕЛЬЗЯ сокращать
Числа связаны сложением, вычитанием, делением — сокращать нельзя!
Как МОЖНО сокращать
Только если числа связаны умножением

Сокращаем правильно вместе!

Во всех примерах ниже определите, можно ли провести сокращение или нет. Если можно, проведите его и решите пример.

1)2+331) \enspace \frac{2 + 3}{3}
2)7442) \enspace \frac{7\cdot 4}{4}
3)771123) \enspace \frac{7}{7\cdot 11 - 2}
4)2222(2+3)4) \enspace \frac{22}{22\cdot (2 + 3)}

Источники6

Список внешних источников, которые использовались при написании этого материала. Если рядом с названием стоит звездочка, то это избранный источник и с ним стоит ознакомиться, если вы хотите глубже погрузиться в материал.

Образовательная платформа по математике и IT
Прекрасный сайт с наглядными пояснениями, хорошими примерами и упражнениями.
Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. «Просвещение» 2022 г.
Цифровой образовательный ресурс для школ
Математика. 6 класс. Пропорция